Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье» отметил своё 40-летие большим отчётным концертом на сцене Ставропольского Академического ордена «Знак Почёта» театр драмы им. М.Ю. Лермонтова.

В официальной юбилейной табели эта дата считается промежуточной, не круглой, но она позволила творческому коллективу значительно обновить программу. Со всеми атрибутами ее внешнего оформления, с выигрышной подачей миру, собрав полный зал своих преданных зрителей, проведя пиар-компанию, вплоть до прямой телетрансляции концерта.

Наконец, юбилейный отчёт позволил подвести некоторые итоги путей становления и уточнения его места в концертно- просветительской жизни края и России. Оно не из последних, судя по востребованности коллектива во всевозможных столичных, окружных, краевых торжественных концертах, международных и российских гастрольных маршрутах. Не говоря уже о гастролях по нашему краю, который ансамбль проколесил не по одному десятку раз вдоль и поперек.

Начинал он свою деятельность сорок лет назад фольклорным ансамблем танца, казачество ещё не было реабилитировано в современной истории страны, было под запретом.

Его основатели, первый художественный руководитель, покойный А.Брунилин и музыкальный руководитель, композитор В.Камышников осторожно обходили в обозначении творческой программы нового коллектива ее основные казачьи певческие и танцевальные корни. Большинство первых казачьих концертных номеров создаваемых ансамблем, ставших ныне классикой, до сих пор коллективом бережно сохраняемых, обозначались тогда безлично фольклорными.

Главные вехи казачьего творческого становления коллектива ансамбля танца «Ставрополье» выпали на долю его многолетнего директора и художественного руководителя И.Громакова, тоже ныне покойного, который его возглавлял более тридцати лет. Вместе с творческим коллективом он обозначил раз и навсегда его терские песенно-танцевальные казачьи корни, определяющие своеобразие и неповторимый облик среди других казачьих ансамблей Северного Кавказа и России. Из танцевального он трансформировался в песенно-танцевальный.

Стали научно изучаться аутентичные песни и танцы терских и кубанских, некрасовских казачьих станиц Ставрополья, в которые условиями концертного исполнения вносились естественные элементы новизны, корректирующие аутентичную первооснову, отчасти стирая стилевые и диалектные различия. Все это было продиктовано эстетическими потребностями современного зрителя в декоративных элементах песенно- танцевального зрелища, радующих его глаз и ухо. Постепенно ансамбль стал популяризировать не только терско-кубанский фольклор Ставрополья, но и других казачьих этносов, вплоть до некрасовского и запорожского.

Весь этот путь можно проследить, примеру, в сценическом воплощении последней премьеры ансамбля вокально-хореографической композиции «Казаки на учениях» в постановке А.Стяжкина и В.Анучина, где обработки обрядовых воинских действ неизбежно становятся театрализованными по критериям яркости и понятности зрителю, в которых видна индивидуальная работа с танцовщиками в соответствии с их опытом, способностями, артистической индивидуальностью в исполнении довольно- таки сложных по лексике спортивно-акробатических трюковых элементов.

Во всех новых и классических номерах последней программы с громоздким названием «В вихре танца песнь пою тебе, родное Ставрополье» танцовщиков отличает правильное понимание стиля, характера, манеры исполнения, дающая им возможность создать на сцене средствами танца узнаваемый и близкий нам образ русского человека- нашего современника, а не абстрактного казака или казачки Бог знает какой давности.

Важной составной частью новой программы стали занявшие значительное место в ней русская народная и казачья песни в исполнении увеличенного по голосам и солистам состава хоровой группы ансамбля, под руководством хормейстеров О.Коржовой и И.Зель. Хоровые номера были исполнены в хорошей динамике, с чёткой полетной дикцией, наработанными танцевальными элементами. Хитовые песни «Любо, братцы, любо», «В огороде черна рэдка», «Гуляй, Настя» прозвучали в оригинальной трактовке хора очень эмоционально и артистично, под бурные овации зала.

Сопровождал юбилейное вокально-хореографическое действо поли тембровый ансамбль русских народных инструментов под руководством многолетнего руководителя, блестящего аранжировщика В.Абрамова. В его обработке прозвучали большинство номеров программы, среди них особенно хорошо лирические протяжные песни. Для этого старейшего ансамбля всегда характерна ясность мелодической линии, хорошо срепетированные партии в переложениях, аранжировках, инструментовках, адаптированных руководителем для этого состава. Овациями было встречены «Вариации для флейты с оркестром», исполненных солистом Д. Айбазовым. Конечно же, живое звучание ансамбля не заменит никакая совершенная фонограмма.

Традиционный отчётный юбилейный концерт Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье» продемонстрировал высокий творческий уровень одной из ведущих концертных организаций края. Новый директор Сергей Тарасов делает всё возможное чтобы сохранить и приумножить его творческий авторитет в культурной жизни региона и России, налаживая внутренний порядок в коллективе, организуя ближние и дальние гастроли.

Для светлого будущего ансамблю необходима собственная репетиционная и концертная база, по примеру Ставропольской хореографической школы, основного поставщика молодых кадров артистов балета для этого коллектива и для многих других у нас в крае и за его пределами. А это требует сохранения и уточнения более или менее сложившейся многоуровневой системы хореографического и вокального образования от школы до вуза в крае, без которой немыслимо будущее ансамбля «Ставрополье».

Решая эти проблемы, тогда смело можно утверждать, что в искусстве «казачьему роду не будет переводу».

Владимир Лычагин, председатель Общественного совета
при министерстве культуры Ставропольского края

Смотреть концерт

© 2013-2022 | Государственный Kазачий Ансамбль Песни и Танца "Ставрополье"

Поиск

Press enter to search